1 марта 2013 г.

Что такое лень и как ее измерить


Прежде, чем обсуждать что-либо, желательно понять, о чем разговор-то ведется. И тут же возникает вопрос, а что такое лень? И вопрос отнюдь не праздный, а очень даже актуальный. Поскольку лень является одной из важнейших характеристик любого человека. В смысле, ленивый он или не очень. Качественно можно догадываться, что любой человек ленивый. А  как оценить количественно? Вот тут мы и приходим к догадке, что лень, видимо, не является физической величиной, независимой от нашего восприятия и способной быть измеренной. А имеет совершенно разное понимание в разные человеческие эпохи.

Возьмем, к примеру, наших предков, в смысле, не родителей, а очень ранних прародителей.  Среди них точно были особи, которые не за мамонтами бегали, а сидели задумчиво у костра и размышляли, что такое огонь и как это молния такой огонь создает. Очевидно, что в ту эпоху это были совершенно ленивые люди. Еще бы, тут добыча ускользает, а они – о смысле жизни. Понятно, что таких людей клеймили в переносном, а может, и в прямом смысле. А может, их в виде приманки для саблезубых кошек использовали. Этого мы точно не знаем. Но точно знаем, что в древней Греции такие задумчивые люди назывались философами и были весьма уважаемыми. Потому что делали вид, что все понимают и в советники тогдашних президентов избирались. Что-то  мне кажется, что мы недалеко от той Греции ушли. А наоборот, снова к Греции приближаемся, в смысле, к кризису.
Так почему, задумчивые люди перестали быть ленивыми?  Все дело в том, что стала цениться не физическая работа, а умственная. Кстати, для людей физического труда такие люди и сейчас являются ленивыми. Может, оно и правильно.
И все-таки, почему в разные эпохи разные люди называются ленивыми? Ответ напрашивается следующий. Ленивый человек – это человек, ведущий социально пассивный образ жизни. В смысле, не опасный, не преступный, а именно незаметный и  бесполезный.  Нет от него никакой пользы для общества. Как от Шарика коту Матроскину. И чем меньше от человека пользы, тем он ленивее. Поэтому-то  в разных социальных условиях разные люди называются ленивыми.
Но в наше-то время уважают и физическую работу и умственную. Где прячется лень, и как ее измерить? Ответ очень прост. Человек, играющий в компьютерные игры, совершенно бесполезен для общества. Чем он больше играет, тем он бесполезнее. Следовательно, лень можно измерять в игро-часах. Теперь мы можем точно и объективно оценить лень человека. Скажи мне, сколько часов ты играешь, и я скажу кто ты. Лень стала измеряемой, а, следовательно, физической величиной.
Что касается меня, то лично я в компьютерные игры не играю. Лень мне.

Ивашкин Александр Павлович, к.ф-м. н. Лаборатория релятивистской ядерной физикистарший научный сотрудник к/н, ИЯИ РАН

1 комментарий:

  1. "Что касается меня, то лично я в компьютерные игры не играю. Лень мне", сказали вы. И как вы тогда вашу день измерите? Она же по вашему, в игро-часах измеряется.

    ОтветитьУдалить