13 августа 2014 г.

Интервью с Александром Комаровым

Финиковый компот: Ты возглавляешь сообщество «Клуб творческой философии» в Киеве. Расскажи, как пришла идея его создать?

Александр Комаров: Не акцентируя внимание на всяких метафизических сантиментах, надо отдать должное подруге из Циферблата. Будучи управляющей, она неоднократно просила меня создать философскую активность в рамках деятельности арт-кафе. Я долго упирался, потом согласился, а она возьми и уволься! С новым руководством тонкого душевного понимания достичь не удалось, но отступать было поздно. Я стал проводить философские вечера в других арт-кафе Киева и в итоге успел посотрудничать почти со всеми. 


Ф.К.: Какие темы вы разбираете, каковы приоритетные направления исследования?



А.К.: С Вашего позволения, отвечу домашней заготовкой: "Тематика каждой встречи вытекает из запросов участников на предыдущей встрече, а также исходя из активности и предложений в течении недели. То есть, присутствует доля импровизации, что позволяет темам всегда оставаться актуальными по отношению к смысловым запросам участников". То есть, как по мне, важно, чтоб развивались мы в приоритетных для себя направлениях. Клуб может быть инструментом развития через интеллектуальный взаимообмен с подобными тебе соискателями.


Ф.К.: Как проходят встречи, в каком формате?

А.К.: За прошедший год мы неоднократно меняли формат и «правила игры», надеюсь, будем еще менять, лишь бы приходили идеи. То есть, были и лекции, семинары, общение с публичными людьми, открытые дискуссии, выступления доцентов и профессоров украинских ВУЗ-ов и т.д. Сейчас осваиваем новый формат: 15-минутный экспресс-семинар + 15 минут на коллективное обсуждение представленной темы. Всего 4 спикера, у каждого свой доклад по одной общей теме. Следующая тема встречи «Сознание и экзистенции», в субботу 16.08.14., в парке Шевченко. Приезжайте в Киев, будем Вам рады.


Ф.К.: Есть ли какие-то концепты (аргументы, теории…), рожденные в «Клубе» во время полемики?

А.К.:
Я периодически рассказываю новым участникам, что мы практически никогда не подводим никаких итогов встреч. Не выводим никаких концептов, не обобщаем, «что МЫ поняли». Я, например, каждый раз понимаю свое, и не имею ни малейшего понятия, что понимают другие, соприкоснувшись с информацией, включенной в чей-то доклад, или возникшей во время дискурса. Думаю, важно присутствие научной корректности и творческого напряжения мысли. Если лично я переосмыслил хоть что-нибудь после очередной встречи или, по крайней мере, наметил для себя некоторые новые ориентиры, значит, вечер прошел не зря.


Ф.К.: Есть ли у вас связи с другими группами философов?

А.К.: Наши встречи периодически посещают доценты и профессора философских факультетов университета Шевченко, Киево-Могилянской академии, Института Философии им. Сковороды и другие публичные люди. Вообще мы открыты к живой, интересной мысли.


Ф.К.: Философия часто ассоциируется с одиноким бдением в тиши кабинета. Что делает возможным совместное философское творчество?

А.К.: У меня подобных ассоциаций нет. Для меня философия – это творчество в сфере мышления. То есть познание, на мой взгляд, еще не есть философия. Когда человек становится творцом принципиально новой мысли (для начала хотя бы по отношению к себе самому), тогда он может начать философствовать. Да, полное уединение или даже отрешенность бывает очень продуктивна, но до поры до времени. И тогда приходится создавать философские общества.


Ф.К.: Каково соотношение академической философии и философии, существующей на более свободных площадках?

А.К.:
ДРУЖБА! Я оптимист и вижу кругом одни перспективы.


Ф.К.: Расскажи, каким ты видишь положение философии в современной Украине?

А.К. Ой, вроде подходит ответ на предыдущий вопрос. Ладно, чтоб не быть занудой, отвечу так: к сожалению или к счастью, я на сегодняшний день не готов говорить за Украину. Ни критиковать кого-то, ни хвалить. Думаю, если есть индивидуальные устремления в какой бы то ни было области, надо брать за них ответственность и делать максимум, на что способен. Вот как проработаешь такое, и будет вокруг тебя положение, в частности в современной Украине.


Ф.К. Применительно к вашей ситуации: каково отношение философии и общества? 

А.К. Отношения вещь хрупкая. Выстраиваем потихоньку


Ф.К.: Летний номер «Финикового Компота» будет про видеоигры. Как ты думаешь, что философ может сказать про этот феномен, чем он может быть ему интересен? 

А.К. Видеоиграми не интересуюсь лет с 14. Может, кому-то они и полезны, кто его знает. Лично у меня возникают угрызения совести, если я бездельничаю. Видеоиграми человек создает себе некий симулятор самореализации. Заменяя реальный мир виртуальным. В реальном мире пароли и читы не катят, хотя баги могут быть. Я скрупулезно выбираю, в какие игры играть.

Ф.К.: О чем ты никогда не думал?
А.К.: С Вашего позволения, я не буду думать об ответе на этот вопрос. Он мне не нравится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий